Детские игры в ссср. Забытые игры последнего советского поколения. Детская подвижная игра «Светофор» — правила

Интересно, что будет делать современный ребенок лет десяти, если отобрать у него все электронные гаджеты, вынести из дома игровые приставки, телевизор с компьютером и отключить интернет? А ведь когда-то так жили: с черно-белыми «Рекордами» вместо современной «плазмы», дисковым телефоном вместо «айфонов» и книгой вместо ноутбука. Во что играли дети советского времени или поколение девяностых? Давайте вспоминать (или знакомиться). По мере повествования я могу удариться в ностальгию и воспоминания, но заранее прошу за это не осуждать, ведь детство - это святое.

Счастливое детство: начало

В самом раннем детстве счастливые родители заваливали малышню суровыми советскими игрушками. Куклы с большими голубыми глазами, неуязвимые ко всему, включая ядерное оружие. А каково было детское изумление, когда кукла начинала открывать и закрывать глаза! Со временем механизм начинал подводить, и кукла начинала напоминать одноглазого пирата, сводимого судорогой. Но они были прекрасны, несмотря ни на что.

Деревянные кубики . Тяжелые и прочные, они не поддавались никакому механическому воздействию. Из них получались великолепные башни, замки и дома. В основном башни. Каждый день в домах бились рекорды по высоте очередного архитектурного шедевра. И горе тому коту, который пытался саботировать постройку!

Солдатики . Самая распространенная партия солдатиков в советских домах - оловянные воители с винтовками. Могли служить гарнизоном в деревянных замках, экипажем машинок и танков, мишенью для стрельбы, «живыми» снарядами и так далее. Никогда не ломались, не тонули, не горели - настоящие советские солдаты, попросту говоря. Если оловянных солдат было недостаточно, в ход шла смекалка.

История из жизни: когда мне было 11 лет, мы с другом решили завоевать мир покорить свой двор и создали армию. Могучее воинство состояло примерно из 700 деревянных солдат, сделанных из обычных спичек (страдай, Урфин Джюс!). Армия была поделена на батальоны по 50 боевых единиц, для каждого из них была подготовлена форма - раскрашенная цветными карандашами бумажка. Офицеры одевались в нарядную фольгу из сигаретных пачек. Главнокомандующие были заботливо обернуты золотой фольгой.

Закончив работу над армией, мы принялись за поле боя. В брошенном огороде рылись окопы, траншеи, возводились брустверы. Бункеры для генералов копались на глубину земного ядра, не меньше.

Настал день великой битвы. Вооруженные тяжелой артиллерией из гальки и обломков кирпичей мы устроили самое грандиозное сражение в истории. Победителя я не помню, но было весело.

Тяжелое вооружение

В советские и постсоветские времена у детей во дворе были разные игрушки. В том числе и очень опасные. Нет, родители тогда были не менее ответственными, чем сейчас. Но детвора умудрялась изворачиваться и хранить запрещенные игрушки в тайниках, «штабах» или в огороде.

Начнем, пожалуй, с бестселлера. Оружие массового поражения, обязанное быть у каждого дворового мальчишки-хулигана - . Гроза голубей, кошек и всего живого, рискнувшего попасться на глаза юным снайперам.

«Трубка для пуляния 1.0» . Наследие африканских племен - духовое ружье детства. Делалось из украденных с крыши антенн, стало причиной множества соседских войн и скандалов. Применялось в качестве ухаживания за девчонками, перестрелок в дворовых конфликтах и издевательств. Боеприпасами могло служить все, что туда помещалось - жеваная бумага, семена живой изгороди. Снарядами для богатеньких мог быть горох, но переводить ценный продукт питания считалось моветоном и «мажоров» презирали всем двором.

Пистолеты с пульками . Появились в девяностых и служили причиной многодневного нытья детей в уши несчастных родителей. Психика пап и мам часто не выдерживала, "воздушка" все-таки приобреталась, и счастливое дитятко неслось во двор для боевых испытаний. Результатами тестирования становились синяки и кровоподтеки после фразы «Смотри, как стреляет!». Участились случаи получения инвалидности у кошек, а будь у голубей или воробьев профсоюз, в стране бы началась междоусобная война.

«Хлорат» . Самое опасная «игрушка», настоящее взрывчатое вещество. В высушенном состоянии вымоченная в селитре и спичечной сере бумага вспыхивала мгновенно, а в замкнутом пространстве взрывалась. Действительно опасная вещь, баловство с «хлоратом» часто приводило к травмам. Но мало кто из мальчишек мог устоять против соблазна напихать такой бумаги в пустую пластиковую бутылку, поджечь её и посмотреть, что будет. Обычно был «БА-БАХ!» или «БУМ!», что приводило юных взрывников в дикий восторг, матерей в панику, а отцов - в состояние «Щас как дам ремнем по заднице!». Угрозы, кстати, часто приводились в исполнение.

Командные игры на свежем воздухе

Во дворах многоэтажных домов всегда было много детей. И они каждый день играли на улице. Соответственно, развлечений и забав было с вагон и маленькую тележку: прятки, догонялки, выбивалы, казаки-разбойники, классические футбол с хоккеем. Девчонки прыгали в классики, через резинку и скакалку, возились с куклами.

Самыми крутыми играми, исключая классику, считались казаки-разбойники, пекарь и сифак. Во всех играх участвовала целая толпа народу.

В казаках-разбойниках боевой отряд удалых потомков Тараса Бульбы беспощадно гонял по дворам враждебную банду. Банда обязана была оставлять следы, дабы облегчить преследователям поиски преступников и захватить штаб у казаков. Бравая казачья сотня, в свою очередь, клятвенно обещала схватить «разбойничков» и нещадно пытать щекоткой, крапивой или страшными жуками-пауками.

Пекарь - довольно сложная игра. Для неё понадобятся палки, банка или пластиковая бутылка и кусочек мела. Площадка размером 10 на 6 метров расчерчивается четырьмя линиями - пешки, дамы, короли и тузы. Последняя линия принадлежит царю (пекарю). На расстоянии 5 метров от последней черты рисуется круг, куда ставится банка (рюха).

Сначала выбирают того, кто будет пекарем и разыгрывают очередность сбивания рюхи. Один конец палки на стопу, в другой упираемся ладонью и толкаем палку вдаль ногой. Чья палка дальше улетела, того и тапки тот и сбивает рюху первым. За каждое сбитие игрок повышается в звание и придвигается ближе к рюхе.

Сифак - игра, целью которой является швырнуть в кого-нибудь мячиком, скомканной тряпкой или любым, удобным для броска предметом. В кого попали, тому и водить следующим. Похожая игра - выбивалы, только вот попасть мячом в игрока нужно было двум другим по очереди. Убегать от охотников нельзя, нужно стоять на месте и стараться увернуться от летящего снаряда.

Водяные битвы - отдельная страница игровой истории. Набрать в пластиковую бутылку воды, пробить гвоздем дырку в крышке и вперед, мочить (в прямом смысле) противников, идущих с работы родителей, ни в чем не повинных бабушек на скамеечках. В том случае, когда бутылки было недостаточно, в ход шла тяжелая артиллерия - тайком похищенное у мамы с кухни ведро! В девяностых годах водяные битвы обрели новый окрас: в магазинах появились моющие средства «Fairy». Бутылки из под них били тугой и мощной струей на 10-12 метров, и выпрашивались у родителей со слезами на глазах.

Чехарда или слон . Игроки становились в линию, крепко держа друг друга за пояс и наклонялись буквой «Г». Остальные участники с боевыми кличами неслись на товарищей и пытались перепрыгнуть через них, оттолкнувшись руками от спины стоящих. Игра обычно заканчивалась кучей-малой, поэтому играли в «Слона» чаще всего на траве или песочке.

Пока мальчишки носились друг за другом, пытаясь огреть товарища мячом, палкой или крапивой, девочки играли в магазин, в куклы, в дочки-матери. Раненых на вышибалах или пекаре мальчишек похищали коварные медсестры, пытаясь «вылечить» жертву мазью из глины. Жертва стонала, уворачивалась и звала на помощь, но когда это останавливало настоящую женщину, пусть и маленькую? Если роль спасительниц человечества приедалась, девочки шли играть в скакалку, в резинку или классики.

Настольные и азартные игры

Каких только не было настольных игр. Кто-то мог позволить себе настольный футбол или хоккей - здоровенную железную коробку с рычагами и фигурками игроков. Играли в шашки, в шахматы, в поддавки. Причем играли как с ровесниками, так и с родителями. Почти в каждом дворе был свой чемпион по шахматам, о нем ходили легенды: «Да он даже Васькиного дедушку два раза обыграл, а тот, между прочим, почти гроссмейстер! ».

Настольные игры не только покупались, но и придумывались или мастерились. Бумажные самолетики, кораблики и даже машинки заботливо раскрашивались цветными карандашами, между лучшими моделями бумажного машиностроительства проводились состязания.

Во дворах и школах разыгрывались настоящие битвы в фантики. В советское время использовали фантики, вырезанные из спичечных коробков. В девяностые постсоветское пространство массово познало прелесть наклеек и этикеток. Игра в фантики проста до изумления: на ровную поверхность кладется наклейка или этикетка от жвачки, и игроки по очереди стараются перевернуть её, хлопая по неё ладошками. Наиболее удачливые и умелые собирали себе целые коллекции фантиков - объект зависти всего двора. Уже ближе к 2000-м фантики из детских голов вытеснили фишки - помните знаменитые "ляпы" и "шлепы", которые доносились с крыльцов почти каждой школы, когда ученики во время перемены образовывали круг и стучали по твердой поверхности круглыми ламинированными картонками?

Знакомство с игровыми технологиями

Первый эквивалент игровой приставки появился в СССР в 1984 году под гордым названием «Электроника ИМ-02». Игра называлась «Ну, погоди!» и создавалась по мотивам знаменитого мультика с одноименным названием. Суть игры была проста: на экране появлялись куры, роняющие яйца. А ловить их приходилось волку с лукошком. Ни одна компьютерная игра не сравнится по накалу с гениальным изобретением советских инженеров. Рекордами в «Ну, погоди!» гордились семьями, хвастались перед знакомыми и друзьями.

В лихие годы перестройки в руки детей попала еще одна легендарная игрушка - тетрис. Её вымаливали у родителей на день рождения, выпрашивали на новый год и зарабатывали «пятерками» в школе. Первые тетрисы могли похвастаться шестью-восемью играми, но самые популярные - это змейка, стройка и теннис.

Следующая легенда XX века - тамагочи. Игрушка появилась в Японии и распространилась по миру с невероятной скоростью. Миллионы детей примерили на себя роль воспитателей и нянюшек капризной кучки пикселей с невероятным аппетитом, склонностью ходить в туалет каждые 15 минут и подозрительной привычкой отбрасывать копытца в любой момент. Сколько было пролито детских слез по умирающим от недостатка питомцам. Сколько радости было, когда электронной зверушке удавалось дотянуть до своего дня рождения.

Перед началом нового тысячелетия мир наводнили 8- и 16-битные игровые приставки и дети стали все чаще менять уличные игры на джойстик и телевизор. Что уж говорить о современной детворе, которая от планшетов пересаживается к компьютерам, а от них - к телефонам или приставкам.

Детство XX века кардинально отличается от сегодняшнего времени. Список перечисленных в статье игр можно увеличить в три, а то и в четыре раза. Судить о том, какое детство было лучше нельзя, осуждать - тем более. Но как было весело выйти после школы на улицу и присоединиться к веселой, крикливой и дружной толпе своих друзей, чтобы сыграть в прятки или салочки... Но дети выросли, сами стали родителями. Теперь они с улыбками вспоминают свое замечательное детство, глядя, как растет новое поколение.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

wikipedia.org

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

wikipedia.org

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

wikipedia.org

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10-15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь — стоп

Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

wikipedia.org

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

wikipedia.org

Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

wikipedia.org

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Вышибалы


wikipedia.org

Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков - увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

wikipedia.org

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

wikipedia.org

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Теперь давайте вспомним, чем мы занимались во дворах, между домашкой, музыкальной школой и «спокойной ночи, малыши».

Понятное дело, что были велосипеды, бадминтон и футбол… Но этим сейчас никого не удивишь. А вот забытые дворовые забавы стоят отдельного упоминания. Особенно те, которые не особо одобрялись родителями и вызывали проклятия со стороны соседей. А то и приводили к участковому…

Карта-абла и компания

Для начала нужно было собрать капитал, то есть иметь хотя бы небольшую коллекцию игровой валюты – вкладышей от жвачек, кэпсов, чушек, наклеек. Сама игра была не сказать чтобы очень высоко интеллектуальной. Например, вкладыши от жвачек клались стопкой картинками вниз, и по стопке нужно было ударить ладонью. Те вкладыши, которые переворачивались, становились твоими. Аналогично рубились в кэпсы – круглые яркие фишки с разнообразной мультяшной и компьютерной нечистью, – только стопку кидали об асфальт. Практически по той же схеме выстраивались битвы со всеми видами крышек, пробок, чушек, соток и прочих трэш-атрибутов той эпохи.

У каждого игрока была своя тактика и свои ноу-хау; по вечерам на линолеуме проходили многочасовые тренировки – движения должны были стать строго отточенными, математически верными и психологически угнетающими соперника. Естественно, в каждом дворе был везунчик (читай: мухлевщик), который одним движением потной ладошки переворачивал все вкладыши или одним ударом об асфальт выигрывал все фишки. Во дворе таких ненавидели, но втихаря завидовали и молча уважали.

Рогатки

Речь пойдет строго о самопальных аутентичных девайсах.
Такие рогатки были двух видов: классические и шпоночные. Классические делались из толстой Y-образной ветки, находился серый жгут (например, в аптеке), тырился где-то кусочек кожи, и вся конструкция фиксировалась изолентой или медной проволокой (синяя изолента – нет ничего фэн-шуйнее!). Из такого оружия стрелять можно было чем угодно, но лучше и травматичнее всего получалось камнями. Ну, естественно, по окнам!


Шпоночную рогатку сделать было проще, но и жизнь ее была коротка. Всего лишь надо было найти на свалке толстый алюминиевый провод в оплетке и – дома – резинку от трусов. Зарядами для этого подвида дворового оружия служили шпонки – согнутые куски проволоки. Особой разрушительной силой оружие не обладало, но кошки недурно так шугались, да и в войнушке можно было нехило зарядить врагу между глаз.

Сикалка

Ну, в общем, вы уже поняли, откуда пошло название этой развлекухи. Во времена застоя и перестройки сикалка отлично заменяла водяные пистолеты, которые были дорогими, и одноразовые шприцы, которых не было.

Изготавливалось это оружие ближнего боя как два пальца: брали пустой флакон от шампуня, отбеливателя или любую мягкую емкость с пробкой. Раскаленным гвоздем расширяли отверстие в пробке и впаивали туда верх обычной шариковой ручки. Для верности можно было еще загерметизировать мастикой или пластилином. Ну и гонялись друг за другом по двору. А чо? Водные сражения а ля Цусима, только без японцев.

Дротики

За неимением настоящих, дротики изготавливали из подручных материалов: бумага, спички, игла, клей и нитки. Такие дротики весьма недурно летали и даже втыкались. Особенно высокие балы за аэродинамику получали девайсы с голубиными перьями.
На ковер (который непременно висел на стене – в лучших традициях мулигамбии) вешалась «мишень» из тетрадного листа, и игра начиналась.

Понятное дело, дротиками играли и в войнушку. Они же были орудиями мести и – иногда – решающим словом в вечном споре «кто ща круг на велике».

Бумеранг

Советские кулибины придумали, как сделать бумеранг в условиях тотального дефицита. В конце 80-х ничего подобного еще не продавали, и шпана просто брала две обычные деревянные линейки и изоленту, а над паром при наличии терпения и сноровки можно было слегка скрутить лопасти. Таким бумерангом было четко пугать птиц. Или себе подобных, но по-младше.

Самострел (пугач)

Это оружие за 10 минут изготавливалось из прищепки, ниток и спички.

Можно было вместо спички взять иголку, вставленную ушком в кусок спички. Такой дротик не только отлично пробивал картон, но и ничуть не хуже втыкался в человека.

Харкалка

Неотъемлемым атрибутом во дворе и девайсом номер раз на школьных переменах (да, что греха таить, и на уроках тоже… нет – особенно на уроках!) была трубка, из которой можно было плевать во врагов и девчонок.

Харкалка. Харкать можно было, чем угодно, включая натурпродукт собственного изготовления, но особо смачно прилетал в девичьи локоны все тот же пластилин. Достать такую трубку было ай как непросто, и ее обладатели смело плюсовали 50 баллов к скилам. Конечно, можно было просто вынуть стержень из шариковой ручки и плеваться, но это был чисто пролетарский вариант. Харкать нужно было строго из харкалки.

Пластилин

Вообще, здесь стоит сразу остановиться на такой важной штуке как обычный пластилин.

Его в каждом доме было чуть больше чем до фига, ибо он: а) был дешевым, и б) считался третьим по важности источником творчества (после красок и цветных карандашей). На самом деле находчивые советские пацаны применяли его для таких околотворческих дел, как:

Подделка печатей на билетах в кино
изготовление особо мощных снарядов для стрельбы из рогаток и харкалок
метание размятых и максимально цветных снарядов в волосы понравившимся девочкам или мальчикам (помню, моей маме пришлось как-то выслушать от воспитательницы, и я была далеко не потерпевшей стороной пластилинового баттла)
затыкание выхлопной трубы соседу дяде Коле.
замазывание глазка и замка на двери соседа дяди Бори
утяжеление воланчика в бадминтоне и пр.

Бомбочки

А конкретнее – бомбы домашнего изготовления. По сути, это были взрывпакеты либо из сурика и серебрянки, либо из магния и марганцовки. Серебрянка – вполне обычная краска, поэтому безболезненно находилась в хоз- или худмаге. Марганцовку покупали в аптеках. Сурик добывали из аккумуляторов, магний – чаще всего путем вандализма, т.е. просто отламывая куски от всего, что на глаза попадется. Потом эти ингредиенты нужно было размельчить.
Для изготовления смеси нужен был опыт и, что важно, соблюдение техники безопасности. Если на тест-драйве после возгорания пробы в глазах долгое время бесился «зайчик» – смесь ок. Иначе – на доработку.


Самые простые взрывпакеты – это камни, засыпанные адской смесью, засунутые в полиэтилен, перевязанные плотно изолентой. Шпана изощрялась, как могла. Вместо пакетов использовали мячи, пустые баллончики, сифоны. Чем разрушительнее, тем лучше. Чем глупее, тем круче. Самое главное было – успеть оказаться на безопасном расстоянии от взрыва, но при этом «позырить как шарахает».

Дымовухи

Их было бессчетное множество. Каждый район города вносил свою лепту в эту многотомную энциклопедию дворовой мудрости. Но самыми популярными и самыми простыми были дымовухи с использованием определенного вида пластмассы. В фольгу заматывался сломанный шарик от пинг-понга или куски пластмассовой неваляшки.

Поджигаем, отходим, смотрим, тушим, воняем. На основе этих вариантов, с добавлением ингредиентов и девайсов типа бенгальских огней, можно было получить дымовуху, которая не просто дымится, но и красиво выкидывает фонтан дыма на высоту 2-3 метра! Один из самых простых способов развлечься – кинуть пару кусков шифера в костер. Он не особо дымит, зато конкретно так стреляет. Кусками.

Дюбель

Тут вообще все для первоклашек. Дюбель вбивали в асфальт, вынимали и в полученную лунку крошили серу от спичек. Сверху снова плотно вставляли дюбель и кидали сверху камень. Взрыв вызывал море первобытных эмоций, а лунка расширялась до 4 см в диаметре, выворачивая асфальт наизнанку. Был вариант летающей петарды – из целлофанового пакета, 2-х болтов, 1-й гайки под резьбу болтов и, конечно же, серы от спичек как самого доступного взрывного материала. Взрывпакет кидался вертикально вверх или об стену. Коробок спичек в то время стоил 1 копейку.

Карбид

Помните камешки со специфическим запахом, пузырящиеся в воде? Заботливые газосварщики вытряхивали карбид из баллонов, а детвора находила и развлекалась. Карбид кальция замечателен тем, что хорошо горит, а при соединении с водой выделяет газ. Его просто бросали в лужу, поджигая ее, и грели руки, сжимая карбид в ладошке, погруженной в лужу, и засовывали его в бутылки с водой, затыкая пробкой… Найденный карбид означал несколько часов веселья. А иногда и целый день травмоопасных опытов.

Химическо-фармацевтические забавы, вообще, были особо распространены, причем задолго до появления в расписании уроков химии. В ход шла селитра, карбид, аммиак, натрий, сухой спирт, гидроперитовые таблетки, анальгин, марганцовка, глицерин… Например, крутые летальные аппараты получались с помощью аммиачной селитры, в которой вымачивалась, а потом скручивалась и поджигалась газета. Такая газета засовывалось в банку из-под лака для волос, и ракета устремлялась в неизвестном, правда, направлении. Иногда в голову, иногда – в окно тети Зои с первого этажа. Или вот еще, из избранного: из найденного на свалке телевизора вынимали конденсаторы и клали на зажженную таблетку сухого спирта. Или проще – кидали в костер. Фигачило просто нереально красиво. А если измельчить пару таблеток гидроперита и анальгина, то едкий дым становился залогом сорванного урока. Ну и классика: смесь йода и аммиака. Получаемый осадок отфильтровывали промокашкой, во влажном состоянии вырезали и высушивали. Теперь можно было подложить адские кристаллы под ножку стула Мариванны и тихонько ждать. И снова сорванный урок и бурные аплодисменты одноклассников. Особо бесстрашные (они же – безмозглые) запихивали этот осадок в мокром виде в замочную скважину завучу – при удачном раскладе ключ вылетал в живот.

Сплющить все

Очень модно было найти рельсы и перед подъезжающим поездом положить на них что-то – гвоздь, монету, крышку от фанты. Если повезет, получался оригинальный пацанский сувенир или игровая чушка.

Спички

Спички, хоть и не игрушка, а всегда были у шпаны под рукой. Была, например, такая народная забава: берешь спичку, плюешь на стену в подъезде и сразу намазываешь на спичку белую известь; потом зажигаешь спичку и кидаешь в потолок. У особо удачливых спичка прилипала и оставляла художественное черное пятно. Повторив действие несколько раз, получали на потолке абстрактную картину. Ну и затрещину от родителей, как результат непонимания высокого искусства массами.

Ножички

Каждый уважающий себя пацик обязан был иметь в кармане раскладной нож. Одолжи у брата, укради у отца, выпроси у деда, но вынеси во двор и докажи, что мужик. Нож был нужен и для мнимой самозащиты, и для игры в «ножички». Разновидностей, опять же, масса, но в целом было как-то так. На земле чертилось поле, делилось на участки. Каждый занимал свой участок. Потом стоя нужно было воткнуть нож в участок противника и таким образом постепенно отрезать от его земли по кусочку. Не воткнул (“заранился”) – переход хода. Ну и далее куча правил и исключений из них. Опасно, но жизненно. Первая политическая стратегия, чо там.

Пистоны

Вообще, ленты пистонов были предназначены для единичных выстрелов из пестиков. Но это было слишком просто и невыносимо скучно, поэтому бралась лента (а то и несколько) пистонов и складывалась стопкой, например, на бордюр или, лучше, на металлическую поверхность. Для извлечения максимального звука и получения волшебного запаха нужно было сильно ударить по пистонам камнем или молотком.

Войнушка

Почти все вышеописанное могло быть одновременно использовано в этой популярнейшей дворовой игре.

В войнушку играли, разбившись на две команды. Обычно делились ради самой игры, то есть стихийно. А бывали моменты, когда игра отражала реальное состояние дел во дворе и помогала выяснить, наконец, кто же круче – пятый дом или дом девять строение бэ. Иногда тянули спичку, которая определяла, кто будет за немцев, а кто – за «наших». В игре максимально использовали и достижения советской игрушечной индустрии, и самопальные девайсы и гаджеты. Советские дети имитировали бои Великой Отечественной с помощью любых имевшихся подручных средств – от дорогих автоматов до деревянных пистолетов, сделанных ножовкой и рашпилем. Луки, самострелы с прищепкой и резинкой, пугачи из медных трубок, харкалки, сикалки, рогатки, бомбочки, набитые магнием и селитрой, деревянные мечи из досок, кинжалы, кортики, пневматические ружья из насосов от велика…

Разновидностями войнушки была игра в индейцев и «казаки-разбойники». Девочек в игру принимали, но, в основном, медсестрами на полставки.

Слоники

В «слоники» играли двумя приблизительно равными по весу командами. Одна команда – слоники – становится цепочкой и каждый, согнувшись, прячет голову в соседа. Рекомендуется играть командами от пяти человек. Игроки другой команды – всадники – с разбега по очереди запрыгивают на конструкцию из слоников. Они должны не просто поместиться, но и удержаться.

По логике игры, первый прыгающий должен приложить максимум усилий и долететь до головы первого слоника. Второй – за ним, и так далее. После приземления двигаться нельзя. Вариантов развития событий три: либо кто-то из слонов не выдерживает и разваливает цепочку (слоны проигрывают), либо кто-то из всадников пролетает мимо, падает, произносит слово, вообще не запрыгивает (слоны выигрывают), либо слоники провозят всех сидящих на них всадников до финиша (победа слонов). Глупо, травматично, не эстетично, но очень весело.

Ловля живности

Дети и в советское время были склонны к садизму и живодерству. Летом распространенным развлечением гитлеров-юннатов была ловля мух, пчел, жуков, ящериц и последующее заточение их в спичечные коробки, банки, бутылки. Некоторые выпускали своих питомцев целыми через пару дней, некоторые – проводили опыты по расчленению, особо извращенные наблюдали, когда и как насекомое умрет. Дети же.

Кидание в прохожих

Думаем, эта забава существует и поныне. В детстве мы брали пакеты, наливали туда воду, завязывали и кидались с балконов. Крутым считалось добавить в воду марганцовку и не получить по ушам, оставшись неузнанным зорро. Дети богатых родителей кидались яйцами, дети работяг – картошкой и помидорами.

Сифа

Это была, наверное, самая популярная игра. Из инвентаря она не требовала ничего, кроме, собственно, сифы. Обычно сифой выступала тряпка для вытирания доски, а в условиях двора – любая фигня, найденная на помойке. Смысл игры в том, чтобы попасть сифой в тело товарища. Особо весело и унизительно было попасть куда-то в область лица. Жертва во всеуслышание объявляется сифой, и теперь все разбегаются от нее как от тифозника. Человек-сифа теперь должен попасть в другого, и так далее. Обычно игра заканчивалась с приходом учителя или знатным побоищем – часто вследствие того, что рано или поздно сифа прилетала в морду не участвующему в забаве элементу.

Существовала вариация под названием «догони меня кирпич». Это была унизительная игра, как в моральном, так и в физическом смысле. Лузер бегал с тяжеленным кирпичом за остальными, пока не оставался сифой навечно.

Резиночка

Нам искренне жаль тех, кто не застал эту игру. Тех, кто на переменах залипает в айфон, а выйдя вечером во двор, обсуждает свои достижения в «веселой ферме». Лет пятнадцать назад игра в «резиночку» была одной из самых популярных. Прыгали все и везде. Всего-то нужна была резинка длиной метра 3-4, но лучше новая, упругая, длинная, целая, а не вынутая из шести пар трусов и связанная узлами.

Играли либо каждая за себя, либо парами. Упорные (не путать с упоротыми) тренировались в гордом одиночестве, натягивая резинку между деревьев, столбов или дома между табуреток. В игре были строгие правила, уровни (щиколотки, колени, бедра и т.д.), разновидности типа простые, бегунчики, ступеньки, бантик, конфета, кораблик, платочек.

Дочки-матери

Игра считалась «девачковой», но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.

На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.

Море волнуется раз

Эта игра обычно длилась недолго, так как была достаточно монотонной и оттого скучноватой. Игроки хаотично двигались, ведущий произносил стишок-мантру про «морская фигура на месте замри», и все должны были замереть в той позе, в которой оказались. Ведущий обходил все «морские фигуры» и осматривал их на предмет шевеления. Кто первый дернулся, тот становился ведущим в следующем круге, либо выбывал из игры. Как-то так. Никакого трэша. Для отличников и заторможенных.

Классики

Вы не поверите, но на самом деле это довольно старинная игра, зародившаяся чуть ли не в Римской Империи. В советское время в «классики» играли на асфальте, на котором мелом расчерчивали поле из квадратов.

Суть: игроки кидают биток (камень, конфету и т.п.) в определенный квадрат (класс), затем особым образом прыгают на одной или двух ногах по полю, перемещают биток в следующий квадрат, стараясь не наступать на черту. Вариаций и правил была уйма. Мальчики обычно не играли, но ошивались поблизости в надежде, что у кого-то из девочек задерется юбка.

Мыльные пузыри

Это сейчас баночку с волшебными пузырями можно купить везде – с разными запахами и хоть с барби на упаковке, хоть с микимаусом. А раньше все было не так просто, и смесь для пузырей дети делали сами. Например, строгали мыло и разводили с водой. Или брали шампунь. Потом делали из плотной бумаги трубку, широкий конец смачивали в растворе, а в узкий нужно было дуть. Радости от такого пузыря было в десять раз больше, да и красивее они были, что ли…

Выбивалы

Игры с мячом всегда были популярны. Особенно игра хороша, если можно кого-то шарахнуть этим мячом. Такой игрой были «выбивалы». Двое игроков, стоящих на расстоянии 5-7 метров, пытались попасть по игрокам, бегающем между ними. Развивались и меткость, и реакция, и выносливость.

Ролики

Ролики есть и сейчас, и есть у многих. Но тогдашние ролики – это нечто.

То ли недособранный конструктор, то ли испанский сапожок. А в целом, такая завуалированная смерть на колесиках. Конечно, удовольствие от катания на роликах советского образца перекрывало негативные ощущения от дрожи в коленках и боли содранных ладошек и коленок в мясо. Зато адреналин!

Пионер-пионер-подавай-смену

Эта игра была популярной, но весьма странной. Что она развивала, мы до сих пор понять не можем. Две команды стоят друг напротив друга цепочками. Игроки крепко держатся за руки. Путем нехитрой кричалки выбирается из какой-то команды один игрок, который должен разогнаться, побежать к противоположной стенке и разбить цепочку другой команды своим телом. Разбивает – уводит чужого игрока в свою команду, не разбивает – остается в плену. То есть вы же понимаете, что чужой среди своих ни к чему хорошему не приводит… Да и поддаться можно, если в команде соперников та самая красивая девочка. В общем, интриги, скандалы, расследования.

Прятки

Тут даже объяснять не надо. Во время бредовой считалки все прятались, а один несчастный должен был их искать. После обнаружения, оба должны были развить максимальную скорость и, отталкивая друг друга, «застучаться» в определенном заранее месте. Весело было только первые пять кругов, ибо потом все подходящие для пряток места становились известными и момент внезапности пропадал. Правда, это не отменяло соревнований в скорости и быстроте реакции. Равно как и силовые приемы.

В козла

Казалось бы, это еще одна унижающая честь и достоинство разновидность игры в сифу. Но нет. Это игра с мячом, которым били об стену, и после отскока нужно было, раздвинув в прыжке ноги, не касаясь мяча, перепрыгнуть его. Ясное дело, что в силу определенных причин распространена она была, в основном, среди девочек.

Вышеноги

Это разновидность салок, но убегающие могут избежать «засаливания», если запрыгнут на что-то или еще каким-либо образом оторвут ноги от земли и пробудут в таком положении 20-30 секунд. Интересная, но степень травматизма выше, чем в обычных салках.

Секреты под стеклом

Сугубо девчачья хрень. В земле выкапывалась ямка, в нее складывались «ценности» – обертки от конфет, цветные стеклышки, пуговицы, цацки и прочая детская дребедень. Ямку накрывали куском стекла, тщательно маскировали ветками и листьями.

Девочки под большим секретом хвастались друг перед другом своими могильничками, обновляли их, старались сделать склеп ярче и привлекательнее, чем у подруг.

Снежные забавы

В зимнее время развлечений тоже было по горло: и санки (естественно, лицом в дерево на первой космической), и лыжи (обязательным элементом программы было разложиться крест-накрест после неудачного приземления и, собирая себя в кучку, непременно раздать лыжами и палками друзьям по рожам), и коньки (читай: синяки), и целомудренное строительство снеговиков.

Но нам хочется вспомнить самую популярную забаву. Гендерную. Когда после уроков мальчики беспощадно «мылили» девочек снегом. Казалось бы жестоко, но про любовь.

В общем, интересное было время, что и говорить. И опасно, и весело, и рискованно. Что в школе, что во дворе, что на дне рождения товарища. Некоторые игры развивали определенные качества и давали какие-то скилы. Другие были джаст фо фан. В любом случае, сейчас такого разнообразия у детворы и близко нет. Скучно, детишки.

У меня подрастает сын, и я с грустью вижу, что нынешние дети совершенно не похожи на нас. Мы читали книги, ходили скопом в кино, а потом разыгрывали батальные сцены, мы больше общались, дружили. А ещё мы бегали во дворах и играли, и можно много приводить причин, почему современные ребята так мало гуляют со своими сверстниками, это и криминогенная обстановка, и учёба, которой детей заваливают сверх меры, и компьютеры, но … мне их жаль, они лишены удивительных приключений и воспоминаний которые остаются на всю жизнь.

1. Хали-хало

Правила игры
Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.
Виды шагов в игре хали-хало:
Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.
Нормальные - обычный детский шаг.
Лилипутские - очень маленькие шажочки.
Лягушачьи - в прыжках на корточках.
Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего.
Кирпичи - шаг пятку к носку.
Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).
Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

2.Прятки

Правила игры
Один человек водит, остальные прячутся. По заранее обговоренным условиям вода считает до определенного числа повернувшись к стене, все за это время прячутся не выходя за границы обговоренной территории.
Ну и коронная фраза воды: раз два три четыре пять я иду искать.

3.Жмурки

Правила игры
Играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.

4.Казаки-разбойники

Правила игры
Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).
Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).
По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».
По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).
Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.
Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».
«Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.
«Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.
Цель игры: переловить всех «разбойников».

5. Лапта

Правила игры
Я знаю два варианта игры. Один упрощённый (детский), другой взрослый. В детстве, на даче, мы конечно играли в простой:
На ровной лужайке на расстоянии 15-20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая - коном, или домом.
Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

6. Вышибалы

Правила игры.
Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды.
Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда.
Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.

7. Квадрат

Правила игры
Для этой игры нужна компания из четырех человек и мяч. Для начала нужно создать игровое поле. На земле чертится квадрат произвольного размера, разделенный на четыре меньших квадрата, по одному на каждого участника. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи. Игра начинается с подачи мяча игроком, которого выбирают с помощью жребия (считалки). Мяч бросается одной или двумя руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали. Игрок, находящийся по диагонали, должен отбить мяч после одного касания о землю в его четверти. Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой, руками трогать нельзя.

8. Фанты

Правила игры
Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Расскажу про ту в которую играли мы. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет должен выполнить задание написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание. Это обстоятельство несколько ограничивает садистские замашки.

9. Я знаю пять имён

Правила игры
Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.
Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, приговаривая:
- Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя - два, Поля - три, Маша - четыре, Настя - пять.
Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово.
Если игрок справился с задачей он переходит к следующей теме, заранее определенной, например:
- Я знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д)
Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.
Тот начинает сначала:
- Я знаю пять имен девочек
Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился.
Игра длится до тех пор, пока всем не надоест.
Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем

10. Салки

Правила игры
По жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.
Колдунчики
(эта игра - разновидность салок)
Участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

11. Испорченный телефон

Правила игры
Старая проверенная временем детская игра в испорченный телефон.
Играть в неё можно одной или двумя командами.
Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке.
Последний игрок говорит в слух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом.
Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат!
Если играет две команды, то ведущий передает слово двоим игрокам из обоих команд. Побеждает та команда, чей результат будет наиболее похож на оригинальный.

12. Кис-Брысь-Мяу

Правила игры
Для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок - спиной).
Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает "кис?".
Если игрок говорит "брысь", то тот продолжает выбирать.
Если игрок говорит "мяу", то у этого игрока спрашивают "какой цвет?".
Игрок называл цвет и выполнял задание, которое соответствовало выбранному цвету.
Значения цветов были такими:
Белый - означал "пять минут наедине". Т.е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел.
Зеленый - три вопроса на "да". Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только "да". Причем вопросы задавались каверзные, типа "Ты его любишь"? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Вся компания веселилась от подобных диалогов:)
Красный - означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко.
Розовый - поцелуй в щечку. С ним проще, его использовали часто.
Желтый - три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права). Конечно, все задавали вопросы "с подковырками" и частенько ну очень личные, но ответы как правило держались втайне.
Оранжевый - пройтись под ручку определённый маршрут.
Синий - поцелуй ручки.
Фиолетовый - три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку). Тоже пред всей честной компанией.

13. Море волнуется раз..

Правила игры
Есть несколько вариантов игры.
1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.
2) После произнесения считалочки игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
3) Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

14. Тише едешь-дальше будешь - стоп!

Правила игры
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров.
Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
"Тише едешь-дальше будешь. Стоп."
Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры.
Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

Правила игры.
Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть

17. Ножички

Правила игры.
Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

20. Дочки матери.

Правила игры.
Игра считалась девчачьей, но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.
На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.

Всем привет!

Сегодня мы поговорим о том, какие игры для улицы позволяют разнообразить прогулку детям. Ведь так важно, чтобы отдых на свежем воздухе проходил активно и полезно!

Мы расскажем вам об интересных играх, которые знакомы многим родителям, поскольку они играли их еще в своем детстве.

Игры во дворе можно играть разные:

Детская подвижная игра «Светофор» — правила

Начертите на площадке две параллельные линии с расстоянием около 6 м друг от друга. Все игроки становятся за одну линию, а между ними, спиной ко всем участникам, – водящий. Водящий называет какой-то цвет. Если у игрока он присутствует в одежде, он беспрепятственно проходит за другую линию. Если названого цвета в одежде нет, игрок старается перебежать за линию, а водящий должен его осалить. Если осалил – игрок становится на место водящего.

Малоподвижная игра «Сабже» — правила

Дети садятся вряд на скамейку, выбирается ведущий, который становится перед ними. Ведущий подходит к каждому игроку, придумывает вопрос, озвучивает его и кидает мяч, предлагая свои варианты ответа.

Если этот вариант нравится игроку, он ловит мяч, если нет, — отбивает.

Каждому игроку ведущий предлагает до 3х вариантов ответа. Если игрок оттолкнул все три – ему по умолчанию назначается третий вариант.

У ведущего есть возможность кинуть мяч и сказать:
- Сабже!

Если игрок поймал мяч, он сам придумывает ответ, который ему нравится, на заданный вопрос.

Вопросы используются разные, например:
— Как тебя зовут?
— Где ты живешь?
— Сколько тебе лет?
— Кто твоя жена (муж)?
— Сколько у тебя детей?
— Какая у тебя машина?
— Кем ты работаешь?

Детская подвижная игра «Олимпиада» — правила

Чтобы играть в «Олимпиаду» нужна компания, которая состоит минимум из 3х человек. А также очень важный реквизит – резинка, длиной около 5 м.

Резинку нужно связать. Два игрока ее растягивают и перекрещивают, как показано на картинке:

Либо такие:
- «Олимпиада,
съешь три яда
и подавись!»

На последних словах участники, которые держат резинку, запутывают ее, ставя на нее ноги (одну ногу), поднимая руки вверх, либо одну вверх, одну – вниз, можно и другим способом. Поучается своего рода паутинка. Важно, чтобы она была позамысловатее.

Далее игроки, которые держат резинку, в этой позе замирают. Все остальные должны пробраться через паутинку, не касаясь резинки. Через резинку можно перепрыгивать, под ней можно проползать и т. д. Самое главное – не дотронуться до нее. Кто дотронулся – проиграл. Этот участник стает на место одного из тех, кто держал резинку.

Детская подвижная игра «Вожатый-вожатый, подай пионера» — правила

Дети делятся на две команды. Эти команды выстраиваются в шеренги друг напротив друга, примерно, в 15 шагах. Дети берутся за руки и крепко держат друг друга. По очереди каждая команда вызывает игрока из другой команды, произнося фразу: «Вожатый-вожатый подай пионера!»

— Кого? — отвечает другая команда.

— Васю (Таню, Сашу…).

Названный игрок должен, разбежавшись, прорвать шеренгу противоположной команды (разорвать сцепленные руки). Дети обычно оборону держат крепко, а игроков, которые должны ее «пробить» выбирают слабых. Если цепочка разорвалась, «пионер» уводит в свою команду дополнительного игрока, если нет – остается в команде соперников. Побеждает та команда, в которой остается больше всего игроков.

А длится игра до тех пор, пока в одной из команд не закончатся игроки.

Творческая игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два»

Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных игроков и произносит следующие слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте – замри».

Остальные игроки в это время за спиной ведущего хаотично двигаются. Когда звучит слово «Замри!» все игроки должны остановиться и замереть в самой необычной позе. Ведущий обходит всех участников и внимательно смотрит, кто первый засмеется и пошевелится, тот выбывает из игры. Побеждает тот игрок, кто дольше всех продержится в замершей позе.

Детская подвижная игра «Бабушка, распутай нитки!»

Выбираем ведущего. Он отворачивается. Команда становится в круг, и все участники берутся за руки. Все сплетаются в клубок, некую запутанную массу. Главное условие – не разрывать руки. Запутавшись, игроки вызывают ведущего: «Бабушка, распутай нитки!». Ведущий распутывает всех участников, не разрывая руки. Если кто-то отпустил ладошку, становится на место ведущего.

Подвижная детская игра «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!»

Выбирается ведущий. Дети выстраиваются в шеренгу, в 15-20 шагах от ведущего. Ведущий становится на финишной линии, спиной к игрокам и произносит следующую фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». Пока он говорит, игроки незаметно делают маленькие шажки по направлению к финишу. Произнося слово: «Стоп!», ведущий оборачивается. Если замечает, хоть малейшее движение, отправляет ребенка на старт. Игра длится до тех пор, пока кто-то первым не доберется до финиша. На финише нужно коснуться ведущего рукой.

Малоподвижная детская игра «Колечко»

Выбирается ведущий. Все игроки, кроме ведущего, садятся на скамейку, ладошки складывают лодочкой. Ведущий ладоши тоже складывает лодочкой, а в них кладет колечко. Далее нужно пройти каждого участника и вложить ему в ладоши свои. Одному из участников он незаметно вкладывает колечко. При этом ведущий должен жестикулировать, подмигивать, показывая на то, что колечко досталось кому-то другому. После этого ведущий говорит фразу: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».

Тот участник, у которого в руках кольцо, должен быстро встать и выскочить из лавки так, чтобы его не задержали другие игроки. Если ему это удается, он получает роль ведущего, если – нет, выбывает из игры.

Подвижная детская игра «У медведя во бору»

Площадку нужно разделить чертой, параллельной длинным сторонам, на два поля. С короткой стороны площадки тоже проводится черта. За ней располагаются игроки. А с другой короткой стороны за чертой рисуются грибы, ягоды, деревья – это «бор». Посередине каждого поля в виде кружков изображаются «берлоги» медведей.

Выбираются двое ведущих – это «медведи». Они занимают свои «берлоги» и поворачиваются к игрокам спиной. Тайком, посовещавшись, одному из игроков медведи вручают два маленьких мяча.

Один из «медведей» произносит стих:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь рычит,
Он на нас сердит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!

Во время его звучания игроки идут в «бор», минуя медведей. Под звучания стиха они изображают сбор ягод и грибов, показывают то, как опрокинулось лукошко.

Когда звучит последнее слово «медведи» выходят из «берлог» и начинают салить игроков, которые находятся на их поле. Игроки бегут к себе домой. Если участник замер и стоит неподвижно, «медведь» не может его осалить. Те дети, которых осалил медведь, временно выбывают из игры.

Тот игрок, кому достались мячики, может «застрелить» «медведей», попав в них мячиком. «Застреленный» «медведь» возвращается и приседает у себя в берлоге. Он больше не может салить игроков.

Если один «медведь» «убит», второй должен салить игроков на двух площадках.

Похожие статьи

© 2024 zaregistrirovat-kartu.ru. Игры онлайн для Вас.