Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни. «Игры на координацию речи с движением Координация игра все выше и выше

УДК 373.2

С 81 130 домашних игр для детей и родителей / авт.-сост. Вера Надеждина. - Минск: Харвест, 2007.- 96 с. ISBN 978-985-16-1649-3.

В книге собраны игры, способствующие развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Играть с малышами могут родители и воспитатели детского сада, некоторые игры рассчитаны на большое число участников, некоторые - на 2-3 человека. Книга включает несколько рубрик, в которых представлены игры, развивающие определенный познавательный процесс, подвижные и развлекательные игры.

УДК 373.2 ББК 74.1

Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 29.08.07.

Формат 84Х108"/ 32 . Бумага газетная. Печать высокая с ФПФ.

Усл. печ. л. 5,04. Доп. тираж 5000 экз. Заказ 2667.

© Подготовка и оформление. ISBN 978-985-16-1649-3 ООО «Харвест», 2007


ВВЕДЕНИЕ.. 6

СЧИТАЛКИ.. 7

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.. 10

ТРИ, ТРИНАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ. 10

ХЛОПКИ.. 10

ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ЖЕЛТОЙ РЕКИ.. 10

КОРЗИНА С ФРУКТАМИ.. 11

КТО СЕБЯ УЗНАЕТ. 11

СВИСТОК-ПОВОРОТ. 11

свисток-кругом... 11

ГДЕ СВИСТОК?. 12

ШЕРЛОК ХОЛМС.. 12

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ... 12

КТО ЛЕТАЕТ?. 13

БЕЛКИ, ЗАЙЦЫ, МЫШИ.. 13

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК.. 13

КОЛЕЧКО.. 13

ГОРЯЧИЕ РУКИ.. 13

ХИТРАЯ ЛИСА.. 14

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ.. 14

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.. 15

АВТОГОНКИ.. 15

КЛАССИКИ-КЛЕТКИ.. 16

КОВАРНОЕ ЗЕРКАЛО.. 16

ЭСТАФЕТА «ФЛАМИНГО». 16

воздушный футбол.. 16

ПО БОЛОТНЫМ КОЧКАМ... 17

ЭСТАФЕТА С ПОГОНАМИ.. 17

РУКАМИ НЕ ХВАТАЙ.. 17

УДЕРЖИ МЯЧ.. 17

СЕЙ-СЕЙ ГОРОХ.. 18

КАТУШКИ.. 18

ФОНТАН.. 18

ДРЕССИРОВАННЫЙ ШАР. 18

ВОДОВОЗ. 19

ИГРЫ С УЗЕЛКАМИ.. 19

ШЕЙ СКОРЕЙ.. 20

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.. 21

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК.. 21

ЧТО ЭТО?. 21

ВОРОБУШКИ ПО ЗЕРНЫШКУ.. 22

ЖИВАЯ ПАЛИТРА.. 22

ЗООПАРК.. 22

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН.. 23

НОЕВ КОВЧЕГ. 23

ТЕАТР ТЕНЕЙ.. 23

ГРИБНИКИ.. 24

НЕВИДИМЫЙ ОРКЕСТР. 24

СОЛНЦЕ И ДОЖДЬ. 24

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ.. 25

ЛЕС, ОЗЕРО, БОЛОТО.. 25

ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ. 25



СКАЖИ ПОСЛЕДНИМ... 25

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТУРНИР. 26

ГОРЯЧИЙ МЯЧ.. 26

САМОЕ ДЛИННОЕ.. 26

СЛОВЕСНАЯ ЦЕПОЧКА.. 26

ОПИШИ-КА.. 27

БЕГЛЕЦЫ... 27

НИ «ДА»> НИ «НЕТ». 27

ОБЪЯСНЯЛКИ.. 27

КОТ В МЕШКЕ.. 27

ОДИН ИЗ НАС.. 28

МЕНЯЛКИ.. 28

КТО БОЛЬШЕ?. 28

ЛЕСНЫЕ ЖМУРКИ.. 28

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИМ?. 29

НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ.. 29

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 30

ТЕАТР ИМПРОВИЗАЦИИ.. 30

СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ... 31

НЕБЫВАЛЫЙ ЗВЕРЬ. 31

КРОКОДИЛ.. 31

ЗОДЧИЕ.. 32

рисуем по кругу.. 32

ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ.. 32

ЗООПАРК.. 32

КЕМ БЫТЬ?. 33

СКАЗКА БЕЗ КОНЦА.. 33

КТО ГОВОРИТ?. 33

ЧТО БЫ ТЫ СДЕЛАЛ.. 33

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.. 35

20 ИГРУШЕК.. 35

КТО - ГДЕ.. 35

СНЕЖНЫЙ КОМ... 36

КТО ЭТО?. 36

МЫШКА-ВОРИШКА.. 36

КИНОХРОНИКА.. 37

ПАРОВОЗИК - ПОВТОРИ.. 37

ПОВТОРИ-КА.. 37

ЧЬИ ЭТО НОГИ?. 37

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СВЕТОФОР. 37

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ... 39

РАЗБУДИ МЕДВЕДЯ.. 39

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА.. 39

ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ.. 40

НИТОЧКА-ИГОЛОЧКА.. 40

РУЧЕЕК.. 40

МОЛОТИЛКА.. 40

СЛЕПОЙ ОРЕЛ.. 40

ПОЙМАЙ ЗА ХВОСТ ДРАКОНА.. 41

НАСЕДКА.. 41

ПАРОВОЗ. 41

ПО ДОМАМ... 42

ВОЛК, ТЫ ГОТОВ?. 42

МАНЕЖ... 42

АИСТ И ЛЯГУШКИ.. 42

ПУТАНИЦА.. 42

МЕТКИЕ СТРЕЛКИ.. 43

ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ.. 43

ДЕНЬ И НОЧЬ. 43

БЕГ СОРОКОНОЖЕК.. 43

УКУС ЗМЕИ.. 43

ПОКА ГОРИТ СВЕЧА.. 44

ПОЙМАЙ СТУЛ.. 44

ЛАБИРИНТ. 44

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ.. 45

РАЗНЫЕ ЗАБАВЫ... 46

ОБМАНКИ.. 46

РИСУЕМ ВСЛЕПУЮ... 46

ГДЕ ПАЛОЧКА?. 46

РЫЦАРЬ СКОМКАННОЙ ГАЗЕТЫ... 47

КТО БОЛЬШЕ ПОЙМАЛ.. 47

АВИАШОУ.. 47

ВОЛЕЙБОЛ «РУКИ ЗА СПИНОЙ». 48

УЛИТКА.. 48

НОЧНОЙ ДОЗОР. 48

РУЧЕЕК С МЯЧОМ... 48

СЕРЬЕЗНЫЕ ЛЮДИ.. 49


ВВЕДЕНИЕ

Наверное, нет на земле человека, который не любил бы играть. Кто-то любит шахматы, кто-то футбол или преферанс. Мы все каждый день играем свои социальные роли. С помощью тонкой игры юноши и девушки привлекают внимание друг друга, игрой в домино развлекаются пенсионеры во дворе...

Чем же игра так привлекает нас?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните: когда вы впервые начали играть? Да в самом раннем детстве. Человек учится этому тогда же, когда начинает ходить и говорить. И умение и желание играть остается с ним на всю жизнь.

Но для взрослого игра далеко не так важна, как для ребенка. Для нас это всего лишь любимое развлечение, для него - тяжелая, утомительная работа, требующая огромного физического и умственного напряжения. Зачем же малыши с таким рвением берутся за нее?

А за тем, что именно таким образом они познают мир и учатся в нем жить, осваивают разные модели поведения, осмысливают любое новое знание, полученное от родителей и воспитателей. Игра для ребенка - это способ приспособления к нашему миру, репетиция перед взрослой жизнью. Приглядитесь, во что чаще всего играют дети, и вы увидите - они играют в нас. Крохотные малыши удивительно точно копируют поведение взрослых, интерпретируют доступным для них способом любую деятельность, любое событие. И часто их взгляд на мир и интуитивно составленное мнение гораздо ближе к истине, чем мы ожидаем, а иногда и взрослым есть чему поучиться у играющих детей.

Однако, играя в одиночестве или только со сверстниками, ребенок не получит всей пользы, которую может принести игра - основной вид его деятельности. Она выполняет множество разных функций. Наряду с познавательной и развлекательной, одна из самых важных среди них - развивающая. Игры, направленные на развитие умений, навыков, познавательных процессов помогают подготовить малыша к школе, к наиболее эффективному восприятию и усвоению новых знаний. Тренируя восприятие, внимание, память малыша, мы закладываем основу для обогащения эрудиции будущего школьника и студента; развивая речь, мышление, воображение, помогаем научиться обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы, эффективно использовать знания.

В этой книге собраны игры, способствующие развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Играть с малышами могут родители и воспитатели детского сада, некоторые игры рассчитаны на большое число участников, некоторые - на 2-3 человека. Книга включает несколько рубрик, в которых представлены игры, развивающие определенный познавательный процесс. Но это разделение весьма условно: возможности многих из них гораздо шире. Например, игра «Левый берег Желтой реки» развивает не только внимание, но и речь, а мелкая моторика руки ребенка взаимосвязана с мышлением. И, разумеется, практически каждая игра развивает воображение.

Книга не содержит игр высокой подвижности, не подходящих для закрытого помещения; для проведения большинства из них не нужно большого пространства, а основная масса не требует также специальной подготовки и сложного оборудования. Инвентарь, который вам понадобится, можно сделать вместе с детьми.


СЧИТАЛКИ

В большинстве игр нужен кто-то, кто будет догонять, когда все убегают, отворачиваться, когда другие прячутся, - регулировать все происходящее. Иногда это интересно и почетно, и тогда каждый желает быть водящим, иногда - скучно, и водить не хочет никто. Так что взрослый не может просто так выделить одного из детей. Как же сделать выбор, чтобы не обидеть никого? Именно для этого придуманы считалки. Они давно уже стали обязательным атрибутом почти любой игры.

Считалки зачастую придумывают сами дети, и их изобретательность в этом безгранична. Но иногда рифмованные считалки сочиняют профессиональные детские поэты. Часто используются также народные потешки и дразнилки или стихи, утратившие авторство и ставшие народными.

Обычно, произнося считалку, указывают на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит. Есть и другой вариант: игроки выходят один за другим, а водящим становится последний оставшийся.

Итак, предлагаем веселые стишки-считалки, которые не только помогут организовать игру, но и позабавят малышей.

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича - За Петра Петровича!

Он усат и полосат,

Ну не кот, а просто клад!

Раз, два, три, четыре.

Меня грамоте учили.

Только по полу скакать.

Я скакала, да играла,

Кукле ножку поломала,

Да за доктором послала.

Едет доктор на быках,

Да с гармошкою в руках .

Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я -

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять -

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед,

Двести восемьдесят лет.

Нес он травы и цветы.

Выходи из круга ты.

Бегал зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи, тебе искать.

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки пили, мышки ели,

Только сушками хрустели.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик - чистый стол.

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Раз, два, три, четыре, пять,

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет!

Я - зверек

И ты - зверек.

Я - мышонок,

Ты - хорек.

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали?

Аты-баты, сто грошей.

Аты-баты, выходи-ка, А

Аты-баты, поскорей.

Раз, два, три, четыре, пять.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся,

Но кто их возьмет,

Тот водить пойдет.

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдет,

Тот из круга вон пойдет.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди в поле

Едут там трубачи,

Да едят калачи.

Погляди на небо -

Там краюха хлеба.

Раз, два, не воронь,

Беги как огонь.

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет,

Тот и вон пойдет.

Иногда взрослый, проводящий игру, сталкивается с другой проблемой: как поделить детей на команды. Для этого тоже существует несколько способов. Вот некоторые из них.

Первый способ - деление с помощью игры «Ручеек», предложенной в разделе «Подвижные игры». Водящий участвует в «ручейке» вместе со всеми игроками. Когда он оказывается без пары, то дает команду остановиться. Правый берег «ручейка» становится одной командой, левый - другой.

Второй способ называется «сговорка». Выбирается один игрок, который набирает команду. Остальные становятся парами и сговариваются, кто из них как назовется. Потом подходят к набирающему и спрашивают, какое из двух прозвищ он выберет. Вот несколько вариантов сговорок: «Золотая чашечка или серебряное блюдечко?», «Ниточка или иголочка?», «Сахару кусочек или красненький платочек?». Игрок выбирает один из вариантов, и тот, кто так назвался, играет в его команде. Оставшиеся образуют вторую команду.

Третий способ позволяет быстро разделить игроков на любое количество команд. Для этого приглашается столько игроков, сколько команд вам нужно. Потом каждый из них приглашает одного из оставшихся, те еще по одному и т. д. Если осталось несколько ребят, которых никто не хочет выбирать, то им предоставляется возможность выбрать команду самим.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание - один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации.

Внимание детей дошкольного возраста неустойчиво: ребенок не может сохранять сосредоточенность более 7-10 минут, быстро переключается на новый, более яркий раздражитель. Поэтому игры, направленные на активизацию этого процесса, не следует делать долгими, а раздражители должны часто сменять друг друга. Водящий может нарочно усыплять внимание детей, чтобы потом резко включить их в игру, таким образом тренируя малышей быстро переключаться.

Хорошо развитое внимание подразумевает быструю и правильную реакцию на раздражитель. Игры, способствующие тренировке реакции, тоже включены в этот раздел.

ТРИ, ТРИНАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ

Ход игры. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий стоит перед ними. Если он говорит «три», - все игроки должны поднять руки в стороны, при слове «тринадцать» - вверх, при слове «тридцать» - на пояс (можно придумать и другие движения).

Водящий называет любое из трех перечисленных чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Тот, кто допустил ошибку, отходит на шаг назад и там продолжает игру. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на исходной позиции.

Условия. 1. Если игрок сделает хотя бы попытку к неправильному движению, он получает штрафное очко - отходит назад. 2. Водящий имеет право растягивать слова, например: «Три-и-и...» - играющим нужно внимательно следить за окончанием слова.

ХЛОПКИ

Играют 8-12 человек.

Ход игры. Игроки становятся в круг. Каждый получает порядковый номер. Все начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два - по коленям. Первый игрок на хлопки в ладоши повторяет свой номер «один-один», а на хлопки по коленям называет номер любого другого игрока, например, «три-три». Третий игрок, услышав свой номер, на хлопки в ладоши повторяет свой номер, а на хлопки по коленям - номер любого другого игрока.

Условия. 1. Игрок, не успевший назвать свой номер, выходит из игры. 2. Игрок, назвавший номер того, кто уже вышел, тоже выходит.

Побеждают два последних оставшихся игрока.

ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ЖЕЛТОЙ РЕКИ

Играют 5-7 человек.

Ход игры. Игроки садятся в круг. Водящий говорит: «Завтра я поеду на левый берег Желтой реки. Там модно носить...» - и называет какую-нибудь деталь одежды своего соседа слева. Потом спрашивает у него: «А ты поедешь со мной на левый берег Желтой реки? Что там модно носить?» Тот быстро, не задумываясь, отвечает: «Поеду. Там сейчас модно...» - и называет деталь одежды своего соседа слева. Если он назвал одежду верно, водящий говорит: «Да, ты поедешь на левый берег Желтой реки». Если игрок ошибается, то ему говорят, что он не поедет. Потом водящий задает те же вопросы другим игрокам.

Условие. Игроки должны отвечать на вопросы быстро, не разглядывая соседа подолгу.

ЧАСЫ

Играют 10-15 человек.

Инвентарь. Скакалка.

Ход игры. Все игроки хором произносят: «Тик-так, тик-так». Двое из них в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз, второй - два, третий - три и т. д.

Если игрок ошибется в счете или собьется при прыжках, то он должен заменить одного из тех, кто держит скакалку. В этом случае счет начнется сначала. Задача игроков - прыгать как можно дольше, не сбиваясь.

КОРЗИНА С ФРУКТАМИ

Играют 10 и более человек.

Ход игры. Игроки садятся в круг. Водящий обходит всех и спрашивает, как они себя назвали или сам дает каждому названия фруктов.

Затем он садится в центре круга и начинает игру: «Когда я шел по саду, увидел деревья с прекрасными яблоками и грушами». Услышав названия своих фруктов, игроки меняются местами. В этот момент водящий пытается занять место одного из них. Если ему это удается, игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Когда в рассказе встречаются слова «корзина с фруктами», все игроки поворачиваются кругом.

КТО СЕБЯ УЗНАЕТ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Игроки становятся в ряд. Водящий подает команды, например: «Те, чье имя кончается на «-ша», хлопните в ладоши» или «У кого есть синий цвет в одежде, повернитесь кругом». Дети, узнавшие свои приметы, выполняют команду. Если игрок не выполнил команду вовремя или выполнил, когда не следовало, то он делает шаг назад. Побеждают те, кто остались на своем месте.

Правило. Если игрок начал выполнять неправильное движение, то он отходит назад.

СВИСТОК-ПОВОРОТ

Играют 5-10 человек.

Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Дети становятся в затылок друг другу, взяв стоящего перед собой за талию, и быстро идут по прямой. Водящий подает свистком сигналы: один свисток - поворот направо, два свистка - налево. По сигналу передний игрок поворачивает в нужную сторону. Если он ошибется, то должен занять место в хвосте колонны, а «паровоз» ведет дальше следующий игрок.

Свисток-кругом

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Игроки становятся в круг и бегут друг за другом. Водящий подает сигналы свистком. По сигналу все поворачиваются и двигаются в другую сторону. Если один из детей не успел развернуться, он выходит из игры.

ВОЛНА

Играют семь и более человек.

Ход игры. Игроки садятся в ряд. Крайний правый игрок правую, а левый - левую руку кладут на свое колено, остальные - на колени соседей. Один из крайних игроков хлопает рукой по колену. Вслед за ним все должны хлопать руками один за другим так, как они лежат, - волной. Если игрок хлопнет не вовремя или пропустит свою очередь, он убирает руку и во время следующей волны вместо хлопка должен назвать свое имя.

Победителями считаются те, кто ни разу не ошибся.

ГДЕ СВИСТОК?

Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные игроки становятся вокруг него очень плотным кольцом. У одного из них свисток. Дети начинают передавать его друг другу за спинами. Время от времени, когда водящий отворачивается, кто-нибудь из игроков свистит. Задача водящего - указать игрока, в руках у которого свисток. Если он угадывает, этот игрок занимает его место.

Правило. Если водящий указал на игрока, у которого свисток, игрок не имеет права его передавать, а его соседи не должны принимать.

ШЕРЛОК ХОЛМС

Играют 15-20 человек.

Ход игры. Выбирается водящий - «Шерлок Холмс». Он на время выходит. Остальные участники выбирают главаря мафии. Его задача - показывать действия (хлопать в ладоши, смеяться, прыгать и т. п.), а остальные должны их повторять. Задача «Шерлока Холмса» - наблюдать за игроками и стараться угадать, кто из них главарь, которому подражают все остальные. Главарь же старается показывать новое движение так, чтобы водящий этого не видел.

Если «Шерлок Холмс» угадал, то главарь занимает его место.

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Участники становятся в круг, водящий в центре. Когда он говорит «карлики», все должны сесть на корточки, а когда скажет «великаны», детям нужно встать и поднять руки. Если игрок ошибается, он выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Правило. Водящий может растягивать слова.

И МЫ!

Играют пять и более человек.

Ход игры. Водящий рассказывает историю, делая паузы, во время которых игроки должны вставлять: «И мы!» - там, где это нужно, например: «Пошел я однажды в лес (пауза). Смотрю: в кустах медведь ест малину (пауза). Я как закричу (пауза)! Медведь как зарычит (пауза) да как побежит (пауза)! И я дальше пошел (пауза). Смотрю: дятел сидит на сосне и головой об нее стучит (пауза). Я как свистну (пауза)! Дятел испугался и улетел (пауза).

Поняв правила, дети сами смогут придумывать истории и играть друг с другом.

КТО ЛЕТАЕТ?

Играют пять и более человек.

Ход игры. Участники становятся в шеренгу. Водящий называет слова. Если они обозначают предметы или животных, которые могут летать, игроки хлопают в ладоши. Игрок, который хлопнет не вовремя или не хлопнет, когда нужно, делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте.

БЕЛКИ, ЗАЙЦЫ, МЫШИ

Играют три команды по 5-7 человек.

Ход игры. Игроки делятся на три команды - «белки», «зайцы» и «мыши». Один или два игрока, не вошедшие в команду, становятся «Охотничьими собаками». На расстоянии 5 м кладут три обруча - домики зверушек. Посередине между ними еще один - дом «собак». Водящий дает команду, например: «Белки - мыши!» Названные команды должны поменяться домиками. В это время «собаки» их ловят. Пойманных игроков они ведут в свой дом. Если кто-то хочет их выручить, то во время перемены домика он может подбежать и прикоснуться к ним, тогда они считаются свободными.

Водящий может подать и такой сигнал: «Мыши - белки - зайцы», тогда все три команды должны поменяться домиками, причем игроки должны следить, чтобы не оказаться в чужой команде.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Он и остальные участники становятся в круг. Каждый из них держит левую руку ладошкой вверх, а правую кладет на ладошку соседа. Водящий хлопает одной из ладошек по руке соседа и говорит: «Ток!» Игрок передает «электроимпульс» следующему, тот дальше и т. д. В это время водящий может «пустить ток» еще раз в ту же сторону или в противоположную. Задача игроков - не допустить ошибки и не прервать передачу тока. Если кто-нибудь ошибается, он выходит из игры.

КОЛЕЧКО

Играют десять и более человек. Инвентарь. Веревка, концы которой связаны, надетое на нее кольцо.

Ход игры. Выбирается водящий. Он становится в центре. Остальные участники образуют круг, взявшись обеими руками за веревку. Колечко находится в руке одного из них. Передвигая руки, игроки передают его друг другу, но так, чтобы не заметил водящий. Его задача - догадаться, у кого сейчас кольцо. Для того чтобы проверить догадку, он говорит одному из игроков: «Руки прочь!» Тот должен убрать руки с веревки. Если у него окажется кольцо, он сменяет водящего.

Правила. 1. Игроки имеют право отвлекать водящего, делая вид, что передают кольцо. 2. Новый водящий должен обернуться три раза вокруг своей оси, прежде чем начать искать колечко.

ГОРЯЧИЕ РУКИ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг и вытягивают руки ладонями вверх. Водящий, который находится в центре круга, неожиданно пытается хлопнуть кого-нибудь по руке, тот должен успеть убрать ее. Если водящему это удается, он остается на своем месте. Если же игрок не успевает отдернуть руку, он становится водящим.

ХИТРАЯ ЛИСА

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Колечко или другой мелкий предмет.

Ход игры. Участники становятся в ряд. Водящий подходит к каждому из них, делая вид, что кладет ему в руку колечко. Одному из игроков он действительно передает его - этот игрок становится «хитрой лисой», которая до поры прячется. Когда водящий обойдет всех детей, они начинают ходить по комнате и трижды спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?». «Лиса» делает то же самое, стараясь ничем не отличаться от остальных. Когда же вопрос прозвучит в третий раз, она выкрикивает: «Я здесь!» - и старается поймать кого-нибудь из игроков. «Лиса» выигрывает, если поймает хотя бы одного из детей. Когда игра возобновляется, водит тот игрок, который был «лисой».

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в одну шеренгу. Водящий показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запрещенное - его нельзя выполнять. Потом под музыку делает различные танцевальные или гимнастические движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте.

Правило. Если игрок хотя бы попытался выполнить запретное движение, ошибка засчитывается, и он отходит назад.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Координация движений, в том числе мелкая моторика руки ребенка напрямую связана с мышлением, которое у дошкольника и даже младшего школьника является наглядно-действенным. Это значит, чтобы представить и запомнить, как делается или действует что-либо, малышу нужно выполнить действие самому. Отсюда вытекает и обратный процесс: чем более тонкие операции ребенок может выполнять, тем лучше он способен представить действие. Неудивительно, что подвижность пальцев и кисти малыша рекомендуют развивать с самого раннего возраста.

Тем самым мы стимулируем его способность к логическому мышлению. Кроме того, в дальнейшем это поможет при обучении письму и музыке. Выявлена также связь между подвижностью кисти человека и творческими способностями.

Не меньшее значение имеет и координация движений в целом, связанная не только с умственным, но и с физическим развитием, и с моторной памятью. Она же определяет усвоение двигательных навыков.

В этом разделе представлены в основном игры - соревнования и эстафеты ограниченной подвижности, которые можно проводить в сравнительно небольшом помещении.

Играют два человека.

Инвентарь. 3-5 теннисных мячей (любых шариков); большая коробка с прорезями разной величины, но не меньше диаметра мяча, и цифрами, обозначающими количество очков (рис. 1).

Ход игры. Коробка устанавливается на гладком полу, на расстоянии 3-4 метров проводится черта. Игроки по очереди катят мячи от черты, стараясь попасть в прорези. Каждый имеет право на одинаковое количество попыток. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

АВТОГОНКИ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Игрушечные автомобили, одинаковые отрезки шнура, деревянные палочки равной толщины.

Ход игры. Автомобили привязывают к шнуркам. Другой конец закрепляется на палочках посередине.

Играющие берут палочки и по сигналу начинают наматывать на них шнур, подтягивая автомобили к себе. Побеждает тот, кто быстрее подтянет свою машину.

КЛАССИКИ-КЛЕТКИ

Играет один или несколько человек.

Инвентарь. Бита; квадрат 2x2 м, разделенный на 36 клеток, которые нумеруются вразнобой.

Ход игры. Первый игрок бросает биту в клетку № 1 и прыгает в нее на одной ноге". Из этой клетки он бросает биту в следующую по номеру и прыгает в нее и т. д. Побеждает тот, кто без ошибок пропрыгает через все клетки. Если игрок ошибается, то бита переходит к следующему.

Условия. Не разрешается: 1) попадать битой на черту; 2) наступать на черту; 3) нарушать очередность прохождения клеток; 4) менять ногу, прыгая. Стоя в клетке, можно менять ногу не более определенного количества раз (по договоренности).

КОВАРНОЕ ЗЕРКАЛО

Играет один или несколько человек (командами).

Инвентарь. Два зеркальца, два карандаша, листы бумаги с намеченными точками контурами геометрических фигур.

Ход игры. Дети делятся на команды. Каждый из них получает листок с намеченной точками фигурой. Пара игроков с одинаковыми листками садится, и каждый старается соединить точки, глядя на свою руку только в зеркало.

Побеждает команда, игроки которой аккуратнее и правильнее обвели фигуры.

Примечание. Чтобы дети обводили фигуру, глядя только в зеркало, можно установить преграду (дощечку или книгу), закрывающую листок от прямого взгляда.

ЭСТАФЕТА «ФЛАМИНГО»

Играют десять и более человек.

Инвентарь. 10 воздушных шариков, повязки для глаз.

Ход игры. Дети делятся на две команды и становятся в затылок друг другу на исходной линии. Перед каждой командой один за другим кладутся по пять шариков. В каждый из них вложен листок с заданием, как для игры в фанты. В конце дистанции стоит по одному игроку с повязками. По сигналу первые игроки обеих команд как можно быстрее перешагивают через шарики, стараясь не сдвинуть их с места движением воздуха. Если шарик все же улетел, игрок должен вернуть его на место. Если шарик лопнул, виновный подбирает листок с заданием. Когда они доходят до конца дистанции, игроки, ждущие там, завязывают им глаза. Они идут обратно, снова перешагивая через шарики. Укатившиеся шарики кладет на место игрок с конца дистанции. Добравшись до исходной линии, игроки передают повязку следующим.

Побеждает команда, игроки которой первыми закончат игру и сдвинут с места меньше шариков. После игры те, кому достались фанты, выполняют задания.

Воздушный футбол

Играют 4-6 человек.

Инвентарь. Двое ворот шириной 8^-10 см (можно обозначить карандашами), трубочки для коктейля, мячик или шайба из пенопласта.

Ход игры. Ворота устанавливаются на столе. С двух сторон располагаются команды из 2-3. игроков, вооруженных трубочками. Мяч кладется в центр игрового поля. Задача игроков -- забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.

Правило. Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, команда соперников получает одно дополнительное очко.

Примечание. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.

ПО БОЛОТНЫМ КОЧКАМ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Старые журналы.

Ход игры. Участники выстраиваются в ряд на исходной линии на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый из них получает по два журнала. На расстоянии 12-15 м обозначается финишная черта. По сигналу игроки бросают один журнал на пол, наступают на него, впереди кладут второй, перебираются и перемещают первый журнал вперед. Таким образом дети должны добраться до финиша, не наступая на пол, а прыгая, как лягушки, с кочки на кочку. Побеждает игрок, который прошел дистанцию первым.

Правила. 1. Игроки могут наступать на чужой журнал, если на нем никто не стоит. 2. Никто не имеет права сталкивать другого с «кочки». 3. Игрок не может забрать чужой журнал. 4. Если кто-нибудь наступит на пол, он выбывает из игры.

ЭСТАФЕТА С ПОГОНАМИ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Спичечные коробки.

Ход игры. Дети делятся на команды и становятся в затылок друг другу на исходной линии. Первому игроку каждой из команд кладут на плечи спичечные коробки - по одному на каждое. Задача игроков - пройти заранее установленную дистанцию и вернуться обратно, не придерживая «погоны» руками. Коробки переходят к следующим игрокам.

Побеждает команда, все игроки которой раньше пройдут дистанцию

Правила. 1. Игрок не может двигаться до того, как получит от предыдущего коробки. 2. Если игрок уронил один коробок, он должен попытаться поднять его, не уронив второй.

РУКАМИ НЕ ХВАТАЙ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Два теннисных мяча.

Ход игры. Игроки делятся на две команды и становятся в две шеренги. Первый игрок каждой из команд получает мяч. Он зажимает его на сгибе локтя и передает следующему. Тот берет мяч таким же образом, не придерживая другой рукой, и передает дальше. Если мяч падает, уронившая его пара повторяет передачу. Последний игрок бежит в начало шеренги и передает мяч первому. Побеждает команда, в которой мяч окажется у первого игрока раньше.

УДЕРЖИ МЯЧ

Играют две команды по 3-5 человек.

Инвентарь. Мячи и дощечки (или книги в твердом переплете).

Ход игры. Игроки обеих команд становятся на исходной линии в затылок друг другу у исходной линии. У каждого из них дощечка или книга. На исходной линии напротив каждой команды лежит мяч. На расстоянии 8-10 м обозначается финишная прямая. По сигналу водящего первый игрок каждой команды кладет мяч на дощечку и несет к финишу. Дойдя до конца дистанции, он катит мяч следующему игроку.

Побеждает команда, все игроки которой пройдут дистанцию раньше.

Правило. Если игрок уронил мяч, он останавливается, возвращает его на дощечку и продолжает движение с того же места.

СЕЙ-СЕЙ ГОРОХ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Горох, бутылки.

Ход игры. Участники делятся на две команды. Каждый получает определенное количество горошин (5-10 штук). Перед каждой командой стоит бутылка. По очереди игроки, не нагибаясь и держа руки на уровне груди, опускают горошины в бутылку. Побеждает команда, в бутылке у которой оказалось больше горошин.

КАТУШКИ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Две деревянные катушки, 10 м тонкой веревки, прищепка.

Ход игры. К двум катушкам привязываются концы веревки, а середина ее отмечается прищепкой. Двое игроков берут катушки и по сигналу начинают сматывать веревку. Побеждает тот, кто первый домотает до прищепки.

ФОНТАН

Играют 15 и больше человек.

Инвентарь. Воздушные шары.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг, водящий в центре. У каждого - шар. Один из игроков дает ему шар, который он подбивает вверх, не давая упасть. Потом другие игроки добавляют по одному шару. Водящий должен удержать их в воздухе. Если хоть один упадет, тот, кто подал последний шар, становится водящим.

Побеждает тот, кто удержал в воздухе больше шаров.

ДРЕССИРОВАННЫЙ ШАР

Играют два человека и более.

Инвентарь. Воздушный шарик, три обруча разного диаметра.

Ход игры. Обручи подвешиваются или держатся игроками на высоте около полутора метров. Располагать их следует не на одной прямой, в порядке убывания диаметра (рис. 2). Участники находятся на исходной позиции. По очереди они получают шар и, дуя на него и не помогая себе руками, заставляют пролететь сквозь все три обруча. Побеждает игрок, который справился с заданием быстрее.

Правило. Если игрок уронил шар или коснулся его рукой, он выходит из игры.

ВОДОВОЗ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Теннисные ракетки, пластиковые стаканы с водой.

Ход игры. Участники выстраиваются вдоль стартовой линии, держа ракетки для настольного тенниса. На ракетках стоят стаканы с водой. Финишная черта находится на расстоянии 10 м. По сигналу игроки начинают двигаться к финишу, стараясь не расплескать воду. Побеждает тот, кто пройдет дистанцию первым и донесет наибольшее количество воды.

ИГРЫ С УЗЕЛКАМИ

1. КТО БОЛЬШЕ

Играют два и более человек.

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.

Опыт нашей работы построен на основе программы под редакцией Л.А.Головчиц «Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста» и методических разработок Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика» ; Н.Д.Шматко, О.О.Новиковой «Речевая ритмика для малышей» .

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка, а при глухоте без специального обучения словесная речь вообще не появляется. Устная речь детей с нарушением слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной ее стороны. А для общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной, чтобы его произношение было максимально членораздельным и естественным, т.е. чтобы в его устной речи присутствовали и были отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка: звуки, словесное ударение, интонация.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

При нарушенном слухе у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со слабослышащими детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;

Формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

Развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

Формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

Активизация речевых процессов;

Воспитание умения работать сообща в коллективе.

В процессе практической работы нами были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.

Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем – дефектологом и другими специалистами (воспитателем по ИЗО, музыкальным руководителем, психологом) и такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.

Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка с нарушениями слуха. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Во время проведения НОД учителем - дефектологом замечено, что при совокупности движений тела и речевых органов происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:

Улучшение уровня произношения ребенка с нарушениями слуха;

Повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

Формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

Повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи слабослышащего ребенка.

Игры на координацию речи с движением

Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»

Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

«СОЛНЫШКО»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

«СНЕЖИНКИ»

Координация речи с движением, развитие воображения

«СНЕЖОК»

«САД»

«ДЕРЕВО»

«ГРЯДКА»

Я давно ждала весну

У меня свои дела

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела,

Я возьму свою лопатку

Я пойду, вскопаю грядку

Мягкой грядка быть должна

Это любят семена показывают,

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

дети идут по кругу, взявшись за руки

меняют направление движения

останавливаются, показывают, как копают

как рыхлят грядку граблями

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»

«ДОМ»

«ШОФЕР»

«МАШИНА»

«НОЖКИ»

«МЯЧИК»

Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением.

«МЕДВЕЖАТА»

«МЫ ШАГАЕМ»

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ножки выше поднимаем,

Ножки выше поднимаем так!

Если лужа – перепрыгним так!

А потом назад вернемся,

И друг другу улыбнемся,

Вместе все покружимся вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

«ТУЧКА»

«СОЛНЫШКО»

«ЦЫПЛЯТА И КОТ»

«ПАРК АТТРАКЦИОНОВ»

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
  2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст]/ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
  3. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст]/ программы для специальных дошкольных учреждений /Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1991. – 157с.
  4. Зенина, Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание 2005. № 7 с. 16 – 26.
  5. Игнатовская, А. Как работают в «Жемчуженке?» [Текст] / А. Игнатовская // Дошкольное воспитание 2006. № 10 с. 32 – 39.
  6. Сайкина, Е. Г., Фрилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 128с.
  7. Сорокина, Н. Музыка и дети [Текст] / Н. Сорокина // Дошкольное воспитание 2002. № 7 с. 101-115.
  8. Шматко, Н.Д. Речевая ритмика для малышей [Текст] /Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М.: Советский спорт, 2003. – 68 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Реферат

На тему: «Подвижные игры для развития координационных способностей»

Выполнила:

Худяшова Александра 8-1 класс

Введение.

1. Понятие координационные способности

1.1 Задачи развития и средства воспитания координационных способностей при занятии спортом;

1.2 Двигательно-координационные способности спортсмена, их классификация;

1.3 Методы воспитания координационных способностей;

2. Виды подвижных игр, способствующие развитию координационных способностей:

«Рывок за мячом»;

«Догнать - обогнать»;

«Наступление»;

«Гонка с выбыванием»;

«Русская лапта»;

«Пионербол»;

«Пушбол»;

3. Заключение

Игры разные важны, игры разные нужны. Но с физической точки зрения наиболее важны игры подвижные, которые развивают координационные способности человека.

Координационные способности - это умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

1.1 Задачи развития и средства воспитания координационных способностей

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию. Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить, выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это сходные по координации упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях -- ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных * способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.

1.2 Двигательно-координационные способности спортсмена, их классификация.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа . Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа . Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, висят от способности удерживать устойчивое положение тела, равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

1.3 Методы воспитания координационных способностей

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

1.Обчение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности.

2.Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

3.Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

4.Преодоление нерациональной мышечной напряженности.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения: 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. Так же широкое использование получили эстафеты, включающие задания способствующие развитию координационных способностей.

Соревновательный метод подразумевает выполнение определенных действий в условиях максимально приближенных к соревновательным.

Для развития координационных способностей человека можно использовать подвижные игры. О том, сколько существует подвижных игр, вообще никто не знает. С моей точки зрения к играм развивающим координационные способности можно отнести: «рывок за мячом», «наступление», «гонка с выбыванием», «догнать-обогнать», «пионербол», «пятняшки» и еще многие др. Рассмотрим некоторые из них:

Рывок за мячом

Играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, называя новый номер, и т.д. Играют установленное время.

Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

Начинать бег можно с высокого или низкого старта(по договоренности). Если 2 игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

Догнать-обогнать

Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке на одинаковой дистанции друг от друга. По сигналу все начинают бег. Задача каждого - не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди бегущего. Запятнанные игроки выбывают из борьбы и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку. Игру можно закончить, когда на беговой дорожке останутся 3 самых выносливых спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя.

Если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливают поворотные стойки, которые можно обегать только с внешней стороны. Число участников - до 10 человек. В этой игре юноши и девушки соревнуются отдельно.

Наступление

Две команды, равные по числу игроков, выстраиваются за лицевыми линиями на противоположных сторонах площадки лицом к середине. По указанию руководителя игроки одной команды принимают положение высокого (или низкого) старта, а игроки второй команды, взявшись Зв руки, идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2-3 шага, руководитель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом устремляются за линию своего «дома». Игроки другой команды преследуют их, стараясь осалить. После подсчета осаленных «наступление» ведет другая команда. После 3-4 перебежек подсчитывается общее число пойманных, и объявляются лучшие спринтеры.

Правила: Действовать без сигнала запрещается. Каждый игрок может салить любых игроков противоположной команды, но только до линии «дома».

Гонка с выбыванием

С помощью флажков размечается круг диаметром У-12 ми на нем проводится линия старта-финиша. По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или 2 кругов) из игры выбывает участник, который последним пересек контрольную линию старта.

Постепенно менее выносливые выбывают. Победителем объявляется тот, кто остается лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок. По усмотрению руководителя, участники могут бежать с набивным мячом, надевать пояса с отягощением, рюкзаки с грузом. Гонку можно проводить по прямой линии - туда и обратно. Участник, прибежавший к линии старта последним, выбывает из игры.

Русская лапта

На Руси издавна играли в лапту. «Эта народная игра»,-- отмечал большой любитель и знаток спорта писатель А. И. Куприн,-- одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...»

Есть различные варианты игры в лапту. Кстати сказать, знаменитый бейсбол, который приобрел огромную популярность в различных странах мира, как и крикет, особенно любимый в Англии, Австралии, Новой Зеландии и Канаде,-- игры «лаптового» типа.

Расскажем о так называемом спортивном варианте русской лапты. Площадка -- это прямоугольник длиной 60--80 и шириной 30--35 м. На одном конце -- так называемая линия «города», площадь подачи бьющего (справа и слева -- квадратики -- место для игрока, подбрасывающего мяч). На противоположной стороне площадки -- линия «дома».

Мяч для игры (его диаметр 6--7 см, вес 60--70 г) резиновый. Можно воспользоваться и теннисным мячом. Бита, или, как ее еще называют, лапта (отсюда и название игры), деревянная, ее длина не более 1,2 м, диаметр до 5 см.

Состязаются две команды, в каждой из них от 5 до 12 игроков. Но чаще всего их 6. По жребию одна из команд становится бьющей и занимает линию «города». Их соперники -- это водящие -- рассредоточиваются по всему полю.

Игра начинается с того, что бьющий становится в центр площади подачи. Партнер подбрасывает мяч, и бьющий сильно направляет его битой в поле. Можно даже за линию «дома», но не за боковую линию. Мяч летит, а бьющим стремительно мчится к линии «дома». Успеть добежать до этого рубежа, пока мяч не пойман соперниками, и вернуться в «город». Так, чтобы не осалили пойманным мячом. Успешная пробежка именуется полной и дает команде одно очко.

Каждая партия (а их обычно пять) продолжается до тех пор, пока бьющая команда не получит три штрафных очка (такие очки засчитываются за осаливание игроков бьющей команды), в ней не Останется ни одного игрока с правом на удар или же все игроки этой команды сделают полные пробежки.

Победителем объявляется команда, игроки которой за 60 мин матча сделают наибольшее количество полных успешных перебежек.

Пионербол.

В эту игру играют на волейбольной площадке, командами. Каждая команда состоит из 7-9 человек, которые располагаются на своих сторонах площадки в три ряда. У тех игроков, которые стоят во втором ряду, -- по мячу.

Правила игры Игра начинается по свистку судьи, и играющие перебрасывают мячи через сетку на площадку противника. Мячи, которые перелетели через сетку, ловят или поднимают, и стараются побыстрее перебросить на противоположную сторону.

В тот момент, когда на одной стороне площадки одновременно окажутся два мяча (в руках у игроков или на земле), судья останавливает игру и противник получает 1 очко. Команда получает 1 очко и в том случае, когда противник перебросит мяч под сеткой или пошлет его за пределы площадки. Игра продолжается или до 15 очков, или на время -- 5 минут каждый период. Третий период команды играют в том случае, если в первых двух победили разные команды.

В случае, когда мяч заденет сетку или играющий при подаче попадает в нее, подачу повторяют, но очков никто не получает.

Когда команда выигрывает очко, игроки меняются местами на своей половине площадки: первый ряд становится третьим, второй -- первым, третий -- вторым.

Эта игра получила свое название от английских слов «пути» и «бол», что означает «толкать мяч». Популярны два вида пушбола: игра в воздухе и на земле. В каждой команде -- от трех до пяти человек.

Правила игры. Шарик подбрасывают вверх в середине площадки. Играющие каждой команды, ударяя пальцами или ладонями по шару, не дают ему опуститься вниз на землю и заставляют его перелететь за лицевую линию на сторону противника. Команда за это получает очко, игра продолжается до 5 очков. Играя в пушбол, нельзя бегать с шаром в руках и упускать его за боковую линию. В этом случае шар передается игроку другой команды, который ударом ладони вводит его в игру.

спорт координация двигательный спортсмен

Заключение

В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физического воспитания, воспитание и развитие координационных способностей содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.

Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируется социальными принципами физического воспитания. В ходе исторического развития общества выработаны принципы, раскрывающие основы практической деятельности по всестороннему и гармоничному физическому развитию личности.

Размещено на http://www.сайт/

Подобные документы

    Двигательно-координационные способности, основы и методика их воспитания. Задачи развития координационных способностей у детей школьного возраста. Необходимость разработки системы упражнений, направленных на развитие координационных способностей у детей.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Координационные способности и их виды. Особенности развития детей в возрасте 9-10 лет. Средства и методы развития координационных способностей школьников, их тестирование. Изучение уровня развития координационных способностей у детей школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво решать двигательные задачи. Особенности развития и средства воспитания координационных способностей. Тесты для определения уровня развития координации.

    лекция , добавлен 10.06.2011

    Характеристика координационных способностей детей с нарушением слуха. Подвижные игры как основное средство физического воспитания младших школьников, их влияние на развитие координационных способностей и мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей. Специфика их проявления в боксе. Средства, методы и организационные формы развития координационных способностей у юных боксеров, построение учебно-тренировочного процесса.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2014

    Исследование значения координационных способностей для подготовки волейболистов. Определение уровня развития общих и специальных координационных способностей у волейболисток 11-12 лет. Подбор игр и эстафет для формирования координационных способностей.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2013

    Характеристика понятия координационных способностей. Рассмотрение подвижных игр как средства развития двигательных навыков. Разработка комплекса упражнений с учащимися среднего школьного возраста с направленных развитием координационных способностей.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Спортивная борьба как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений. Анализ роли координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов. Особенности воспитания координационных способностей средствами музыки.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2010

    Виды координационных способностей, средства и методы их развития. Приоритетные виды специфических КС для спортсменов-танцоров 7-9 лет. Разработка комплекса упражнений и игр для развития способности к согласованию, равновесию и темпо-ритма у детей.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2015

    Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста. Компенсаторно-координационный потенциал мини-футбола для развития двигательных способностей.

Для воспитания и развития физических качеств у детей очень эффективны подвижные игры эстафеты. Эти подвижные игры способствуют развитию координации.

  • Кто вперед

В игре могут принимать участие две и более команд. На расстоянии 4 м от старта положены маты. На расстоянии 10 м от матов положены скакалки. Команды выстраиваются на старте. По сигналу первые номера прыжками (могут быть любые варианты: на двух ногах, на одной, в полуприседе, в полном приседе и др.) достигают матов, делают кувырок (вперед, боком и др.), приставными шагами добегают до скакалок, выполняют 10 прыжков, кладут скакалки на место и возвращаются бегом к линии старта.

  • Поймай палку

Играющие стоят по кругу в 3-4 шагах от водящего, который придерживает рукой стоящую палку. У всех играющих есть порядковый номер (вместо номера можно использовать имя занимающегося, присвоить ему название цветка и т.п.). Стоящий в центре выкрикивает номер, имя или название цветка и отпускает палку. Вызванный игрок должен успеть схватить ее, пока она не упала. Если он не сумел это сделать и палка упала, игрок становится водящим. А водивший до него идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим. (По ситуации водящим может быть тренер).

  • Подсечка

Участники игры делятся на две команды. Все становятся в один круг, взявшись за руки, расходятся как можно шире и отпускают руки. Двум-играющим одной команды, стоящим там, где она примыкает к другой, надевают нарукавные повязки. В центре круга становится ведущий. В руках у него скакалка. Поворачиваясь на месте, ведущий вращает скакалку так, чтобы ее конец скользил по земле за кругом играющих, которые один за другим подпрыгивают на месте, пропуская скакалку под ногами. Если кто-либо задевает скакалку, его команде засчитывается штрафное очко. Выигрывает команда, оштрафованная меньшим количеством очков. Общая длительность игры вместе с паузами две-три минуты.

  • Шнырок

Не меняя построения, с той же скакалкой можно провести другую игру. Ведущий укорачивает скакалку так, чтобы ее конец скользил по земле перед играющими, примерно на расстоянии шага. Каждый играющий старается наступить на скакалку, прыгнув на нее вперед двумя ногами, когда скакалка скользит мимо него. Кто сумеет это сделать, тот выигрывает своей команде одно очко. Побеждает та команда, которая набирает большее количество очков. Эти две игры можно провести без деления на команды.

  • Самый ловкий

Поставить перед собой гимнастическую палку, придерживая ее правой рукой (или левой). Правую ногу отвести назад, а затем, махнув ею вперед-вверх, перенести над палкой. При этом палку надо отпустить, а затем подхватить ее, чтобы она не упала. То же самое повторить, перенося над палкой левую ногу.

  • Рыбалка

1. Перед игроком расставлены семь булав в шахматном порядке. Держа обычную удочку правой рукой, игрок старается коснуться (но не дав ей упасть) по очереди каждой булавы. То же самое повторить левой рукой. Выигрывает тот, кем сбито меньшее количество булав в более короткое время.
2. Семь булав устанавливаются на равном между собой расстоянии. Оно равно длине булавы. Игрок должен сбить удочкой каждую булаву обязательно внутрь, но так, чтобы соседняя булава не упала. Выигрывает тот, у кого больше удачных попыток и меньшее время выполнения.

  • Эстафета

Участники игры делятся на две-три команды. На расстоянии 10-15 м от старта перед каждой командой поставлены булавы или стойки. Команды выстраиваются на старте. В руках первых номеров команд теннисная ракетка, которой они подбивают мяч (можно ребром). По сигналу первые номера бегут к стойке, которую они должны обежать и вернуться к линии старта. Выигрывает та команда, которая на выполнение истратит меньше времени.
В дальнейшем могут быть более сложные варианты выполнения:
а) во время бега мяч подбивается то вверх, то вниз;
б) во время бега мяч подбивается левой рукой (у правшей), и наоборот.
Возможны иные варианты.

  • Борьба за мяч

В игре участвуют две команды по 3-5 человек в каждой. Игра может проводиться на теннисной площадке, включая забеги. По своему характеру напоминает баскетбол, но без бросков мяча в корзину. Задача игроков - как можно дольше удержать мяч в своей команде, используя ведение мяча, передачу его партнеру, перехваты, обманные действия и др. Выигрывает команда, игроки которой дольше владели мячом.

  • Петухи

Начертить круг диаметром 2 м. Два игрока входят в круг, встают лицом друг к другу, согнув левую ногу и обхватив ее левой рукой за щиколотку. Правую руку, согнутую в локте, прижимают к туловищу. Толкая другу друга плечом, требуется вытеснить соперника из круга или заставить его опустить на землю левую ногу. То же, но прыгая на левой ноге, согнув правую.

  • Сохранить равновесие

Расставив ноги на ширине плеч, встать друг против друга на таком расстоянии, чтобы, вытянув руки вперед, можно было прижать ладони к ладоням. Отвести руки немного к себе. По команде нужно сильно толкнуть противника в ладони, заставив его сойти с места. Когда соперник выполняет удар, можно быстро привести руки к себе. Только ловкий противник сумеет в такой момент сохранить равновесие. Исход борьбы решается в трех попытках.

  • Заколдованный круг

Начертить на земле круг диаметром 1 м. Провести линию от центра к окружности. Встать в центре круга, линия между ног. Подпрыгнуть вверх и повернуться в воздухе на 360° так, чтобы приземлившись, оказаться в первоначальном положении, ни одной ногой не выходя из круга. Повороты выполнять как в левую, так и в правую стороны. Диаметр круга можно уменьшать.

Из Программы спортивной подготовки по теннису ГБУ "Спортивная школа по теннису Олимпиец" Москомспорта

Игры

для развития

координации движений

Вверх - вниз, влево - вправо


Вначале прочитайте малышу стишок, сопровождая слова действиями, -- малыш должен повторять. Если он еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите за руки и помогите координировать движения.
В дальнейшем старайтесь только читать текст, чтобы малыш выполнял действия самостоятельно.

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (Встаньте на носочки и тянитесь вверх.)
Еще один стишок:
Вверх до неба,
Вниз до травки.
Вверх до неба,
Вниз до травки.
А теперь покружились
И вниз повалились.

Поднимайте и опускайте руки или приседайте (для детей постарше), как сказано в стишке, затем, когда дойдете до пятой строчки, покружитесь. Дойдя до шестой строки, резко сядьте на пол и скажите: "Бух!"

Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела), развитии вестибулярного аппарата.

"Плывет кораблик"


Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:

Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С.Маршак)

"Покачай нас звонкий мяч"


Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:

Качи-кач-и качи-кач
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад – вперед.
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!

"На лошадке"


Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:

На лошадке цок-цок-цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей.

"Кружимся – кружимся"


Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:

Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!

"На одной ноге постой-ка"


Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

" Внутри – снаружи"


Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.

Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» - встаньте внутри круга. Вместо «день» - ночь», можно говорить «снаружи» - «внутрь», «кошки» - «мышки» и т.д.

"Маленькие змейки"


В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.

"Канатоходец"


Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:

Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.
(С.Маршак)

На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.

" Ковер"


Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, "не замочив" ноги об воду.

" Перешагиваем"


Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.

"Идет бычок, качается"


Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А.Барто)

Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.

"Там мышка живет"


Малыш идет по гимнастической скамейке (бордюру\доске), в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.

"Идет котик по лавочке"


Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

"По мостику"


Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:

Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(Е.Железнова)

Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.

" На улице"


Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч.

"На горку"


Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок.
На горку поднимается,
С горочки спускается.

== "По горам"
==
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:

По долам, по горам,
Ходит шуба, да кафтан.

" По камешкам"


Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:

По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!

"С бугра на бугор"


Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:

Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

"С игрушкой на голове"


Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого д руга.


Похожие статьи

© 2024 zaregistrirovat-kartu.ru. Игры онлайн для Вас.